опять актуально. перед беседой в челябинске перечитывал восстание тел томаса ханны //
На протяжении большей части минувшего столетия для человека видеть себя и свой мир обнаженно – такими, как есть, отодранными от их культурной традиции – такая зоркость была «абсурдным» и «устрашающим» опытом осознания того, насколько в конечном счете «бессмысленной» является действительность этой сомы и этого мира. Однако спокойствия растущей массы перво-мутантов такая зоркость больше не нарушает; это лишь особого рода занятие – видеть и говорить все, как есть.
Получение ясного и открытого знания о том, что такое вы и мир в действительности, не есть переживание, тревожное для каждого – за исключением сторонника культурной традиции, который вынужден был видеть реальность преломленной сквозь столь многочисленные линзы, устанавливаемые подавляющим воздействием религии и идеализма, что обнаженное видение реальности является для него абсолютно непристойным. Он предпочел бы видеть ее облеченной в одежды; так она ему привычнее.
Видение, узнавание, принятие и выражение увиденного и узнанного: вот что, по сути, включает в себя адаптация ныне происходящая.
Ревнители традиций ошибаются в том, что соматологи не исследуют альтернативные перцептивные и поведенческие возможности, потому что те являются бессмысленным, праздным занятием, лишенным уместности в отношении реальности; наоборот, с данного этапа люди, которые обладают прозрачной чувствительностью к среде, оказываются вынужденными к таким исследованиям, так как лишь через новые виды перцептивного опыта и поведения можем мы начать относиться ответственно и релевантно к нашей трансформированной среде.
Коротко говоря, наши традиционные культурные предписания, касающиеся «нормальных» восприятий и поведения, не в состоянии помочь нам сформировать свое отношение и адаптировать себя к экстраординарному вызову, исходящему от технологической среды. С этого момента перцептивные и поведенческие директивы нашей традиции лишь подтачивают нас и делают еще более нездоровыми.
Это «феноменологическое сознание» было нанесено на карту, но до сих пор остается в значительной мере неисследованным людьми в нашей собственной культуре: и именно нам предстоит провести исследование собственными методами – даже если техниками, выросшими давным-давно из индуистской и буддийской традиций, намечены тропинки, ведущее сквозь тот же соматический опыт. Сравнительно с тем, что нам предстоит обнаружить в соматическом опыте на протяжении следующих нескольких поколений, йогическое учение, возможно, только капля в море.
Традиционная культура ставила своей образовательной задачей учиться читать среду. Цель познавательного процесса в мутантной культуре – учиться понимать себя как сому.
Наша сегодняшняя среда уже не нуждается в нашей традиционной культуре.
Каковы будут последствия воспитания людей как оптимальным образом адаптированных сом? Очевидным результатом будет переход к созданию непоправимо здоровых человеческих существ.