Алексей Лосев о смысле жизни.
Что такое жизнь, никто не знает, хотя все живут. А мне мало жить,а я еще хочу и понять, что такое жизнь. А вот если копнуть эту мыслительную целину, то окажется, что тут глубочайшая диалектика рационального и иррационального.
Жизнь нельзя составить из безжизненных, то есть неподвижных точек. Жизнь есть прежде всего непрерывный континуум, в котором все слилось воедино до неузнаваемости. Поэтому жизнь, взятая в чистом виде, именно как только жизнь, а не что-нибудь другое, есть бурлящая и клокочущая бессмыслица, апофеоз безумия. Ведь в континууме каждая его точка исчезает в тот самый момент, в который она появляется. Не хаос ли это неизвестно чего?
Конечно, жизнь не есть всегда только жизнь, а она всегда есть и еще и жизнь чего-то. От этого ?чего-то? она и получает свое осмысление, уже перестает быть слепым порывом. Поэтому, если мы хотим осмыслить жизнь, то нужно брать какие-то идеи, которые не есть просто сама же слепая жизнь, но нечто такое, что выше жизни и поэтому может ее осмыслить.
Но это-то как раз и значит, что жизнь как бессмыслицу мы обязательно должны учитывать. Ведь при любом ее смысловом наполнении она в каждое мгновение может прорваться наружу, поскольку тайно и для нашего сознания незаметно эта клокочущая в глубине магма всегда может прорваться наружу в виде действующего вулкана.
Цицерон говорит, что философствовать - это не что иное, как
приуготовлять себя к смерти. И это тем более верно, ибо исследование и
размышление влекут нашу душу за пределы нашего бренного "я", отрывают ее от
тела, а это и есть некое предвосхищение и подобие смерти; короче говоря, вся
мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому,
чтобы научить нас не бояться смерти.
И в самом деле, либо наш разум смеется над нами, либо, если это не так, он должен стремиться только к одной-единственной цели, а именно, обеспечить нам удовлетворение наших желаний, и вся его деятельность должна быть направлена лишь на то, чтобы доставить нам возможность творить добро и жить в свое удовольствие, как сказано в Священном писании. Все в этом мире твердо убеждены, что наша конечная цель - удовольствие, и спор идет лишь о том, каким образом достигнуть его; противоположное мнение было бы тотчас отвергнуто, ибо кто стал бы слушать человека, утверждающего, что цель наших усилий - наши бедствия и страдания?
=======================================================================
Так в чем же Смысл ЖИЗНИ? И есть ли он вообще? Нужен ли смысл ЖИЗНИ самой ЖИЗНИ? Или это мы по собственной глупости пытаемся всему придать какой-то доступный нашему пониманию смысл? А смысла как такового у ЖИЗНИ нет. То есть смысл ЖИЗНИ в продолжении самой ЖИЗНИ в любой ее форме.
Мы считаем, что есть смысл в сохранении видов. Ну опять таки это МЫ так считаем. А ЖИЗНИ все равно, она просто течет и изменяется, изменяя все и трансформируя одни виды жизни в другие и «ей» абсолютно все равно что мы о ней думаем.
Вот календарь народа майя показывает, что наступила эпоха 6-го Солнца. В эпоху 6 Солнца и совпавшей с ней эпохой Водолея, Земле грозят бедствиями и вода и огонь. Человечеству уже сейчас от этого не по себе.
Но Человечество лишь часть проявления ЖИЗНИ. Жизнь от этого не прекратится, она «потечет» дальше видоизменяя и создавая новые формы Жизни. И кто-то так же будет через миллион лет рассуждать о смысле Жизни.
Лосев Алексей Федорович (1893-1988) русский философ и филолог.